Внутренний туризм богат на впечатления, которые можно получить только в России, и популярность его с годами только растет. Фото: РИА Новости www.ria.ru |
Представители туриндустрии, опрошенные "РГ", отрицательно отнеслись к этой идее. По их мнению, еще есть время, чтобы планы изменить. "Надо понимать, что туризм - это один из серьезнейших катализаторов и антикризисный механизм развития территорий. Поэтому совершенно неоправданно пытаться этот двигатель отключить.
Мы понимаем аргументы минэкономразвития и минфина, есть временные трудности в экономике. Но природа туризма и экономическая, и социальная, и политическая, нельзя не думать о будущем", - поделился мнением в беседе с "РГ" вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. "Сокращение ФЦП - это крайне несвоевременно, особенно сейчас, когда случился кризис на рынке выездного туризма и стоит задача переориентировать бизнес на внутрироссийский рынок. Туроператоры не смогут эффективно работать без господдержки", - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
В Ростуризме пояснили, что, если решение о секвестировании программы будет принято, проекты, уже запущенные в 17 регионах, никак не пострадают. "Что касается новых проектов - с 2015 по 2018 годы, то сейчас объявлено о приеме документов. Это процедура продлится с 10 октября по 10 ноября 2014 года. С учетом ситуации будет более строгий отбор инвесторов", - рассказала "РГ" пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. Средства из ФЦП по развитию туризма выделяются при условии вложений из региональных бюджетов и частных инвестиций на создание современных туристско-рекреационных комплексов, повышение качества туруслуг (подготовку кадров), продвижение турпродукта на мировом и внутреннем рынках.
"Во всех развитых и даже развивающих странах приоритетом является именно внутренний туризм. Если ФЦП урежут, это будет негативный сигнал для бизнеса. Сегодня и так немного инвесторов, готовых вкладывать деньги во внутренний туризм. И когда государство сократит поддержку на создание инфраструктуры, их станет еще меньше. Но регионы, отдельные энтузиасты, безусловно, развивать туризм не перестанут, потому что в этом - и новые предприятия, и рабочие места, одним словом, спасение для наших территорий", - заметил Юрий Барзыкин.
Как предприниматель-пасечник создал туристический центр на Алтае
Те, кто путешествует по России, наверное, самые искушенные из туристов. Пресытившись Европой и теплыми морями, они ищут в каждом регионе страны свою изюминку. И, как правило, находят. Но оказалось, что далеко за Уралом можно найти и кое-что другое. Например, правильное отношение к бизнесу.
"Я собираюсь еще для йогов ставить палатки и еще 5-10 домиков для "сна на ульях", - рассказывает нам, журналистам федерального пресс-тура, Вячеслав, хозяин пасеки в Алтайском крае, недалеко от известного курорта Белокуриха.
"Сон на ульях" - это идея, которая нашла свое воплощение, наверное, только в Алтайском крае. Суть лечения такова - строится небольшой домик с полатями, под которыми ставятся ульи. По сути, человека от нескольких сотен тысяч пчел отделяет лишь тонкая дощечка, да и та - с маленькими отверстиями. Пчела через них не пролезает, но вибрации от "семьи" проходят. И это, вместе с запахами пыльцы, меда и воска, дает удивительный лечебный эффект, утверждает пасечник.
И не торопится как можно быстрее развить этот бизнес. На Алтае вообще, можно сказать, конкурентов не боятся. О перспективах и планах Вячеслав не говорит с тех позиций, которые уже, кажется, укоренились в сознании москвичей, да и, наверное, жителей многих городов-миллионников России. Он не упоминает слова "кредит", не говорит, что нужно привлечь "миллионные инвестиции". Он просто работает, спокойно, неторопливо развивая собственный бизнес.
"Думаю, что лет через пять, наверное, пасека приобретет совсем другой вид. Будет больше домиков, больше экскурсий, да и продуктов пчеловодства мы будем предлагать больше, как продавая на месте, так и рассылая по почте в регионы. Может быть, и еще что-нибудь придумаем типа "сна на ульях", - уверен он.
Надо сказать, именно своеобразными изюминками, которые привлекают путешественников, Алтайский край очень богат. И это востребовано! По оценкам социологов, проводивших специальные опросы, почти каждый второй путешественник (49 процентов опрошенных), выбирающий тур по российским регионам, ждет от путешествия именно этого.
И такой подход справедлив. В условиях, когда российский внутренний туризм можно охарактеризовать словами "далеко и дорого", ехать просто так, не зная, чем конкретным может привлечь тот или иной регион, это практически пускать деньги на ветер.
Если говорить про Алтайский край, то огромное количество людей едут в Белокуриху. Это уже давно известный, причем не только на региональном, но и на всероссийском и даже международном уровне курорт.
Но и у него есть проблемы. С одной стороны, 98 процентов посетителей едут туда, чтобы найти качественное лечение и восстановление. При этом, говорят социологические опросы, 50 процентов не устраивает сервис и уровень качества обслуживания на курортах России.
Одновременно только 8 процентов из всех отдыхающих - иностранцы. Остальные - россияне. В основном, конечно, гости из ближайших регионов. Это Новосибирская и Кемеровская области, довольно много приезжих из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Но постепенно подтягиваются Москва и Санкт-Петербург, Казахстан.
Вот такой парадокс. Впрочем, решаемый, как показывает практика, которую можно распространить и на другие регионы, где перекос именно в сторону медицинского туризма.
Сейчас совсем недалеко от обычной Белокурихи, в которой, кстати говоря, около некоторых отелей-санаториев даже тротуары с мылом моют (не поверите - видел!), строят курорт "Белокуриха-2". Там будет меньше упора на медицину и больше - на рекреационный, оздоровительный туризм.
И знаете, как регион подходит к развитию нового курорта? Нетривиально, опять же, если мыслить столичными мерками. Государство строит дорогу, проводит коммуникации и электричество. Более того - бесплатно (вы не ослышались!) отдается земля под строительство. Есть только одно условие - участок нельзя продавать и перепродавать, раз купил - будь любезен, строй. Гостиницу, отель, кемпинг или еще что-нибудь. Главное, чтобы он соответствовал цели - привлечению отдыхающих.
А с этим - проблема. С одной стороны, статистика говорит, что ежегодная заполняемость курорта - порядка 80 процентов, и это на уровне или превосходит западных конкурентов. С другой стороны, та же статистика выдает не такой уж оптимистичный итог. В целом день лечения и проживания на курортах Алтайского края стоит около 3000 рублей. Минимальный срок лечения - 12 дней (итого 36 тысяч рублей). Перелет не считаем! Если сравнить с Карловыми Варами, кстати говоря, то выбор получается очень сложный, особенно для жителя средней полосы. Так, например, средний тур продолжительностью в 14 дней стоит от 40 тысяч рублей с перелетом. В турпакет входит перелет, трансфер, проживание в санатории на полном пансионе. Естественно, осмотр врача в день приезда и перед отъездом, санаторный курс лечения, курортный сбор и медстраховка. И в качестве бонуса общая экскурсия.
Выбор действительно сложный.
Источник: http://www.rg.ru/2014/10/03/son.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий