И вот эта тяга к путешествиям в привела нас к спонтанному решению махнуть в День народного единства 4 ноября сего года в Белгородскую область посмотреть Шмарнинский и Холкинский подземные монастыри, а так же по возможности - монастырь Игнатия Богоносца в Валуйках. Сразу замечу, что в последний мы не попали.
Первым на нашем навигаторе было село Шмарное (городской округ Старооскольский, Белгородская область, Россия). При подъезде к нему дорога начала петлять, по бокам появились вот такие обрывчики - эдакая мини-копия Кавказского серпантина.
Ну вот вы мне скажите, как можно проехать мимо таких залежей мела и не написать чего-нибудь им на асфальте?
Перед поездкой списали координаты монастыря из Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0), но когда оказались на месте, навигатор сказал, что от Шмарного пилить ещё километров 190. Спасибо местным - подсказали.
А маршрут, оказывается не так уж и сложен: в селе Шмарное выезжаете на улицу Луговая и едете до конца (последний дом №1 по ул. Луговая, причем на нем есть табличка), дальше не сворачивая съезжаете на грунтовку и движетесь между двух склонов по низине.
Кстати, в Яндексе монастырь, оказывается, есть!
Перед поездкой читал, что проехать по грунтовке можно только на внедорожнике...
Ну не такая уж тут и страшная дорога - наш недоприводный седанчик без проблем туда доехал.
Расположение монастыря выдаёт обильно вытоптанная тропа.
Место выглядело несколько жутковато: лесок с густым подлеском, сломанные берёзы, дубы с уродливыми ветвями (или это ощущение возникло из-за страшного крика какой-то птицы недалеко в кустах).
Подъём довольно крутой, поэтому приезжать сюда лучше обутым в удобную обувь.
Тропа приводит прямо ко входу в пещеры, возле которого стоят две таблички: одна от священника с просьбой не сорить, а вторая - от властей с предупреждением об ответственности за причинение вреда.
Честно скачал в Интернете карту (автор на ней указан - я на авторство не претендую), поставил на ней свои маркеры оранжевым цветом - так проще объяснить, что же я фотографировал.
Почти сразу натыкаемся на нишу с остатками иконы (маркер 1).
Первое помещение имеет округлую форму, солнечный свет попадает только в него - дальше ничего не видно. Без фонарей тут делать нечего.
Честно говоря, сначала было как-то не по себе, хотя я никогда не считал себя робким. Но вот чего я реально боялся в тот момент, так это того, что резко из-за угла выйдет какой-нибудь турист или вылетит летучая мышь - перспектива откачивать или ловить по лесу испуганных девчонок не радовала.
Фотография с точки 2 в направлении 8.
Бросается в глаза сильная "закопченность" стен и следы вандализма. Такое ощущение, что сюда устраивают паломничество все дебилы из близлежащих дурок, - все стены исцарапаны.
Отметка 3.
Засыпанный проход от 4 в сторону 5.
Такое ощущение, что там дальше что-то ещё должно быть - думаю, там был ещё один коридор с кельями монахов.
От 4 к 6 явно видна отличительная особенность этих пещер от всех других - прямоугольное сечение проходов.
Идём вниз.
Тут опять проход засыпан (фото с маркера 6 в сторону 7), по углам валяются глыбы породы - лезть в глубь нет никакого желания, к тому же это явно был второй вход, следы которого видны снаружи.
Фото с точки 6 в направлении 5.
С другой стороны от центрального зала оказалось больше помещений.
На фото сквозной проход 8 => 2.
Очень маленькая келья (9). Наверное, метр на полтора. Скорее всего это не жилое помещение, но предназначение его не понятно.
Помещение храма (ракурс с точки 10).
Вандалы снесли одну колонну.
Там скорее всего располагался алтарь (фото с маркера 11).
В центре потолка какая-то круглая ниша.
Стоит отметить, что воздух во всех помещениях свежий - дышится очень легко.
На схеме указано, что в пещерах была печь (что-то не очень похоже, на мой взгляд).
Снимок с точки 12 в направлении 12А.
Собственно говоря, это и вся пещера. На обследование и фотографирование у нас ушло минут 20-30.
Однако впечатлило. То ли от осознания того, что этому месту не менее четырех веков, то ли от вида самой пещеры - не знаю.
Возвращаемся к машине мимо "дубов-колдунов".
Следующая точка маршрута - село Холки (Чернянский район, Белгородская область, Россия).
Честно одолженные в Интернете панорама и схема монастыря.
Признаться, не имею понятия, почему тут стоит памятник Святославу Игоревичу.
В Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%EB%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%EC%EE%ED%E0%F1%F2%FB%F0%FC) на фотографии монастыря, почему-то эта пещера, хотя она тупиковая (засыпана недалеко от входа). Судя по размерам, там могла пройти гужевая поводка, запряженная парой лошадей. Не думаю, конечно, что там ездили на лошадях, но не исключаю, что это был главный вход в подземный монастырь.
Знаете, когда в мультфильмах рисуют Русь-матушку с церквями на круглых холмах, то это очень похоже на Холковский монастырь. Снизу кажется, что колокольня стоит на ровном круглом холме.
На фото часовня над могилой архитектора А.Родыгина и Храм-колокольня Владимира Равноапостолького на заднем фоне.
Я второй раз в Холковском монастыре, и оба раза небо здесь какое-то нереальное.
Вот фотография колокольни. Никакого фотошопа - просто фото в автоматическом режиме.
Вероятно, из-за размера ступенек, подъём вверх дается всем очень тяжело (людям со слабым сердцем я бы не рекомендовал этого делать), но оно того стоит.
Вид с площадки возле колокольни.
Часовня и Церковь Донской иконы Божией Матери.
Церковь Донской иконы Божией Матери
Схема пещер (опять таки позаимствована в свободном доступе сети).
Холкинский монастырь действующий, пещеры очищеры от копоти, освещены.
Вход в пещеры возможен только в сопровождении экскурсовода или монаха, телефоны которых можно найти возле входа на территорию монастыря.
В Шмарнинских пещерах я ходил согнувшись или гуськом, а тут можно идти в полный рост.
Проходы порой довольно узкие - двоим разойтись можно только боком.
Кельи (на схеме отметка 3).
Тут попадаются сделаннные недавно (явно после восстановительных работ) вандалами надписи типа "Тут был недоразвитый по имени Васисуалий" и даже набожное "Прости" (не думаю, что тот, кому это адресовано, простил бы за такое).
Келья затворника. Говорят, что внизу под крестом высечен лик монаха, сделанный им самим.
В таких кельях замуровывали, оставляя небольшой проем для подачи пищи и.т.д., монахов, которые проводили здесь в молитвах остаток своей жизни. После смерти затворника келью просто запечатывали.
Это не единственная келья затворника в монастыре, но единственная открытая на момент его восстановления.
В монастыре идут восстановительные работы. В нише перед входом в храм высечена икона. Какому-то идиоту хватило ума отломать кусочек, поэтому пришлось поставить оградку.
С 2005 года (когда я тут побывал впервые) храм заметно изменился: проведен ряд восстановительных работ...
...на стенах появились иконы.
Воздух в пещерах довольно тяжелый, но в храме свежо, дышится легко. Подозреваю наличие какой-то вентиляции.
Из-за того, что помещение храма сырое, иконостас был сделан из керамики - оригинально и красиво.
Вышли мы из храма почти в 5 вечера, поэтому в Валуйки уже не успевали.
Вот такая получилась поездка. Девчонки мои в восторге.
Ну и бонус - при подготовке поста натолкнулся в Интернете на фотографию не встреченного нами монстра, обитающего в Шмарнинских пещерах.
Желаю всем провести выходные интересно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий