Развитие военно-исторического туризма в России могут не только увеличить приток внутреннего туризма, но сохранить разрушающиеся памятники и объекты истории. Российское военно-историческое общество сейчас рассматривает концепцию развития такого вида туризма в регионах страны, в частности, в Северо-Западном федеральном округе.
Господдержка
По мнению заведующей кафедрой туризма и социально-культурного сервиса СПбГУКИ Галины Лесковой, СЗФО мог бы сделать пилотный проект военно-исторического туризма. «Мы уже давно интегрировались в международный туризм: Санкт-Петербург находится в 200 километрах от государственной границы, это дает блестящие возможности городу - крупнейшему туроператору в Европе.
Но для начала нужно выбрать модель развития: очевидно, что такой вид туризма не может развиваться без поддержки извне. «Каждый регион хочет развиваться, в том числе и за счет туризма. Один из вопросов, который продолжает разрабатываться: как интегрировать туризм в экономику? При этом надо учитывать, что нужно развивать и социальный туризм, и военно-исторический туризм, который не поднять без спонсорского туризма и активного участия государства», - отмечает заведующая кафедрой.
При создании модели развития региона Галина Лескова предлагает использовать «то лучшее, что сделано на Западе». К примеру, опыт Норвегии, где государство активно поддерживает развитие туризма, особенно детского.
Реконструкции
По словам уполномоченного Исполнительной дирекции Российского военно-исторического общества (РВИО) Кирилла Королева, примером удачного сочетания экономической модели туризма с другими моделями можно назвать Калининград, который в этом году благодаря военно-исторической реконструкции Гумбинненского сражения Первой мировой войны получил неплохой приток туристов. «Только на этот фестиваль приехало около 70 тысяч человек. Было принято решение делать фестиваль традиционным. Там все совпало: геополитическое положение области, 100-летие с начала Первой мировой войны. Калининграду удалось воспользоваться этими совпадениями. Хотелось, чтобы и другие регионы Северо-Запада, в том числе Санкт-Петербург, последовали этому примеру: научились разумно все сочетать», - рассказывает уполномоченный.
Для сравнения: в Псковской области ежегодно проходит реконструкция Ледового побоища, но за пределами узкого круга людей об этом мало кто знает, а потому потенциал Пскова почти не используется. Аналогичная ситуация с крепостью Изборск: она находится в хорошем состоянии, но с точки зрения посещаемости все плачевно. Новгород в этом отношении прилагает определенные усилия: все исторические конструкции, которые там проводятся, способствуют развитию имиджа города, отмечает Кирилл Королев.
«Без адекватной рекламы и без адекватного брендирования можно сколько угодно говорить о военно-историческом туризме. Если люди не знают, куда ехать, то объект не будет развиваться», - подытоживает он.
Ленин
О значимости бренда также говорит разработчик концепции развития военно-исторического СФО, гид-экскурсовод Вадим Кузьмин. По его словам, иностранных туристов в Санкт-Петербурге, прежде всего, интересует Октябрьская революция, Великая Отечественная война и Блокада. «Эта программа действует уже пять лет и пользуется большим спросом у туристов. Ленин является серьезным брендом, за него надо стоять горой, не убирать памятники. Ленин хорошо известен за рубежом: как бы к нему не относились, этот бренд надо сохранять», - отмечает он.
Именно сейчас нужно обратить внимание на развитие туризма внутри страны. «Внутренний туризм будет только возрастать, потому что категория людей, которых называют «средним классом» (силовики, чиновники и так далее) не смогут отдыхать за границей. А Северо-Запад – самое насыщенное место с точки зрения военно-исторического туризма, просто надо это хорошо подать, рекламировать, и люди поедут», - говорит Вадим Кузьмин. Такой вид туризма по факту уже есть, но он хаотичный, неорганизованный. Люди сами списываются через интернет, создают какие-то группы, сами организуют какие-то совместные поездки. «Надо направить это все в одно русло и сделать правильную подачу, потому что сейчас гуляет масса исторических мифов. Владимир Путин сказал, что надо бороться с историческим ревизионизмом. Лучшее место для борьбы с мифами – это военно-исторический туризм в городе», - отмечает он.
По словам Вадима Кузьмина, основные расходы подобных туров - это покупка авиабилетов и плата за проживание. Те, кто предпочитает демократичный хостел дорогой гостинице, или заранее покупает билет на самолет, могут сэкономить. «Россия, откровенно говоря, дорогая страна, сейчас для иностранцев ситуация немного меняется в связи с курсом. В этом году поездка рассчитывалась из евро в 42 рубля, а сейчас – 67 рублей. Основной ценник составляют даже не авиабилеты, а проживание. Сами экскурсии составляют в ценнике малую долю, услуги – это копейки», - отметил он.
Гранты
Та программа, которая теперь рассматривается Российским военно-историческим обществом, предусматривает комплексный подход. Однако на уровне центрального совета Военно-исторического общества уже выделено по всей стране 10 военно-исторических маршрутов: от Сахалина до Калининграда. По Северо-Западу грантовую поддержку, в частности, получила Архангельская область: маршрут называется «Северный форпост». «Что касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то здесь нужна некая политическая воля. Ни в городе, ни в области такой воли не наблюдается. Надеюсь, празднование 70-летия Победы заставит региональные власти обратить внимание на эту ситуацию», - отмечает Кирилл Королев.
РВИО уже не раз поднимало проблему плачевного состояния памятников и захоронений: на 2015 год общество решило принять кардинальные меры. «Было принято решение в следующем году целенаправленно отказаться от установки пафосных памятников и монументов знаменитым военачальникам и проводить весь год всевозможные благотворительные мероприятия, средства от которых пойдут на восстановление и облагораживание мест захоронений, вплоть до самых глухих деревень. Это решение московского отделения, я надеюсь, что на уровне регионов эту инициативу тоже поддержат. Честно говоря, просто стыдно, когда оказываешься в 30 километрах от Петербурга и видишь на месте установленного в советские годы монумента полуразворованные руины», - отмечает Кирилл Королев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий