суббота, 24 января 2015 г.

Василий Мохов. Аэрофлот – на счетчик?


Считать чужие деньги – дело, прямо скажем, не самое благообразное. Конечно, чего греха таить, многим нравится заниматься гипотетическим подсчетом сумм, лежащих в кармане у соседа. После подсчета можно впасть в зависть – перейти на обсуждение уровня «где наворовал» или «тепло устроился, бездельник», либо, если итог подсчета окажется более «радужным» - в  гордыню уровня «вот нищий алкоголик, то ли дело я». В общем, выглядит это все не очень.

                Однако, как по мне, совсем другое дело, когда ежемесячно, получая зарплатную ведомость, пробегаешь глазами по строчке «налоги», и начинаешь думать, на что же эти самые налоги уходят. Тут уж мой моральный облик вполне позволяет себе дотошно и скурпулезно подсчитывать «чужие» деньги, которые, в общем то, уже и не чужие.


                И речь хотелось бы повести даже не о особняках государственных служащих, «инстаграмовских» фотографиях с курортов, массовых разводах после введения обязанности подачи декларации о доходах на всю семью. Я хочу поговорить про методы управления государственными (до поры до времени) активами. А именно – про «Аэрофлот».

                Я по долгу службы имею доступ к информации, из которой явственно следует, что «Аэрофлот» имеет значительные задолженности по оплате услуг, которые этому самому «Аэрофлоту» были оказаны. Причем речь идет именно о непосредственной деятельности авиаперевозчика – обслуживании самолетов. Именно эта информация (разумеется, читатели могут не поверить такому анонимному источнику, но если прочтете до конца, возможно, отнесетесь к моим аргументом с большим доверием) послужила поводом для довольно едких размышлений:

                - Что им, денег не хватает? Глупости! Любой, имеющий отношение к пассажирским перевозкам, прекрасно знает, что монополист «Аэрофлот» уже давно задавил большую часть конкурентов на рынке авиации - не первый год приходится видеть, как самые «сладкие» кусочки пирога (маршруты, перевозки, лучшее время) отходят крупнейшей авиакомпании. История с загадочными «роялти» (деньги за пролет иностранных авиакомпаний, идущие большей частью Аэрофлоту), которые вроде бы уже вот-вот отменяют, но что-то все никак не отменят, также, без сомнения, пополняет копилку. Фраза из квартального отчета – «получение в случае крайней необходимости государственных гарантий, дотаций и других способов государственной поддержки для поддержания бизнеса» также скажет о многом внимательному читателю (я лично доверяю таким документам значительно больше, чем публичным обещаниям господина Савельева не обращаться за государственной поддержкой). Извините, но если Аэрофлоту не хватает, то всем остальным давно пора повыбрасываться из окон!

                - Новые самолеты, говорите? Нет, конечно здорово, что «Аэрофлот» усиленными темпами пополняет бюджет «Боинга» и «Эйрбаса», окончательно втаптывая в грязь отечественную сферу авиастроения (и не надо, пожалуйста, про SSJ – это состоящая частично из иностранных комплектующих капля в море американских и французских лайнеров). Знакомо ли топ-менеджменту выражение «жить по средствам»? Гипотетическая уборщица «тетя Дуся», набравшая кредитов на новенький «Инфинити», тоже может гордиться своим личным самым современным автопарком среди всей Тиманской улицы города Воркуты, однако обязанности платить квартплату и покупать продукты это с нее не снимет.


                - С умом ли тратятся средства авиакомпании? Как вам, например, нашумевший тендер на 90 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ за написание заказных статеек? Более миллиарда рублей в виде премий для всего лишь семидесяти (!) сотрудников? Спонсирование американского (!) баскетбольного клуба «New Jersey Nets» (огонь, да? Правильно, кому еще нужны эти деньги, как не американским баскетболистам), контракт с «Манчестер Юнайтед», оцениваемый на 40 миллионов долларов… Удивительно, что отказались от контракта на шесть миллионов рублей за написание фирменной мелодии. Подумаешь, шесть «лимонов». Зато отличный рингтон для мобильников топ-менеджмента.

                - Деньги, которые должны обслуживающим компаниям, по всей видимости «работают». Думаю, все понимают, что мешок денег – это не, например, статуя, мертвым грузом стоящая на заднем дворе, от которой одни проблемы. Деньги приносят деньги. Ими можно играть, их можно вкладывать, запускать в оборот. Именно поэтому когда платежи такого уровня не погашаются, сразу возникает мысль – где гарантия, что топ-менеджер, поднявший на моих миллионах себе на кино и мороженое, не свалит куда нибудь поближе к пальмам, оставив нищую авиакомпанию и государство в роли «лоха», которому придется эту самую компанию поднимать?


Случайность, стратегия или умысел?

                Что характерно, в правлении «Аэрофлота» все отчетливее фигурируют люди, которых молва связывает с АФК «Системой», компанией, не так давно прогремевшей на всю Россию. Помните наверное, как подозреваемый в многомиллионном хищении глава АФК «Система» находился под домашним арестом, будучи крайне недовольным данной мерой пресечения (да, примерно в то же время, в которое протирали нары гипер-опасные, по всей видимости обладающие недюжинными связями и способные к дерзкому побегу, рядовые сотрудники Внуково после крушения главы «Total»)? К счастью, справедливость восторжествовала, и Евтушенкова выпустили – ведь любому ясно, что олигарх такого уровня невинен, как младенец. Надеюсь время проживания под домашним арестом возместят из бюджета.

                Однако славу АФК «Системы», о которой в Интернете пишут не иначе, как о рейдере крупного пошиба, такой же безоблачной не назовешь (вот кому бы вложить 90 миллионов в создание позитивного образа в СМИ, однако по какой-то загадочной причине такого рода тендеры в компаниях без государственного участия – мистика! – не появляются). При этом зайдя в раздел «правление» симпатичной интернет-странички «Аэрофлота», на «систему» натыкаться будете регулярно - Генеральный директор Савельев, зам по финансам Курмашов, директор по информационным технологиям Богданов (интересно, как он относится к тому, что информация даже по внутренним перелетам хранится на серверах в Америке? Вот слетал я из Воркуты в Геленджик, а ушлый ЦРУшник Джон раз – и все данные на меня скачал. Может и весело звучит, да только осадочек все равно остается, особенно учитывая современные отношения с западным миром), зам генерального по работе с клиентами Зингман, а также зам генерального по продажам Сапрыкин  - все «Системовцы». Неплохая подборка, не так ли? Надеюсь, господин Евтушенков не в обиде на господина Савельева, перетянувшего в готовящийся к приватизации «Аэрофлот» такую ораву ценных сотрудников?


                Вот, к примеру, Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам, подпись которого можно лицезреть на финансовых документах – также выходец из АФК «Системы». Интересно, подписывал ли Шамиль Равильевич подобного рода траты при работе в частной компании? Очень досадно, что менеджер такого уровня (а Шамиль Курмашов – лауреат множества наград) допускает такие позорные просрочки по платежам за услуги от которых, собственно, зависит работа авиаперевозчика. Его ведь в свое время даже в министры финансов прочили – но пока не срослось. Наверное, просто жалко было разбивать такую эффективную связку «системных» однокашников.

                Мало того что сама авиакомпания не платит многим своим «контрактникам», так еще и ее дочерние предприятия нет да вляпаются в скандал – как например «Владивосток Авиа», задолжавшая не так давно почти 367 миллионов рублей компании «Ильюшин финанс» за отечественные лайнеры (всяк не «Боинг», потерпят), которые тут же были названы неэффективными и устаревшими. Это что, новая корпоративная традиция? Я одного не могу понять – неужели не важнее заниматься своей производственной деятельностью, чем финансированиями футбольных клубов и прочими «эффективными менеджмент-тратами»? Кому важнее заплатить – американскому баскетболисту или тому, кто примет, проверит и обслужит твой самолет? Какие еще после этого премии… Какой-то театр абсурда, где все видно на поверхности, но действующие лица и зрители усиленно отворачиваются от всех проявлений объективной реальности. Так вот – для всего топ-менеджмента Аэрофлота бесплатные советы от простого работяги:


                - Покупайте НАШИ самолеты! На то вам и роялти, и гос. поддержка, и статус национального перевозчика! Ну некому кроме вас развивать отечественный воздушный флот! Неужели эффективным менеджерам настолько промыли мозги на англо-саксонских курсах, что они не понимают элементарного – попадание в зависимость от иностранных партнеров, не скрывающих своей ненависти к тебе, рано или поздно грозит перекрытием подачи кислорода (сами понимаете, о чем я)!

                - Платите за РЕАЛЬНО оказанные услуги!

                - Занимайтесь СВОЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ деятельностью, ее работой, продвижением и улучшением, а не написанием мелодий по шесть лимонов!

                - Уменьшайте количество зарубежных заимствований! За те сотни миллионов, на которые вы увезли свои сервера с (в том числе и моей) персональной информацией, можно создавать свои, независимые системы, строить их под себя!

                - Хватит пользоваться иностранным опытом спонсирования футбольных клубов! Пользуйтесь иностранным опытом в сфере производственной эффективности и безопасности!


                Я так пишу, как будто вы этого не понимаете… Нам же прекрасно понятно, почему делается именно ТАК, а не по другому – не так ли? Так что данные профанские советы я скорее адресую к молодым любителям авиации – тем, кому придется лет через N-цать поднимать окончательно уничтоженную Российскую авиационную отрасль.

Источник: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9263&Itemid=39

Комментариев нет:

Отправить комментарий