Омский туризм уникален, но находится в зачаточном состоянии |
Запрет на путешествия в некогда самые популярные у российских туристов Египет и Турцию, а также обвальное падение курса рубля практически сделали невыездными миллионы россиян, которые хотели бы отдохнуть за рубежом. В результате в прошлом году акцент был сделан на внутренний туризм – жителей нашей страны призвали активнее путешествовать по России, а не по заморским странам. И многие действительно были вынуждены отдыхать только на отечественных курортах. При этом, как заявили в Ростуризме, каждый регион России обладает хорошим туристическим потенциалом.
О туристическом потенциале Омской области, а также о проблемах местного туризма корреспонденту РИА «Омск-Информ», увлекающемуся географией, рассказала доцент кафедры географии и МОГ ОмГПУ, кандидат географических наук, руководитель проектов Центра развития туризма «Увлечен и Я» Анна Статва.
– Анна Леонидовна, охарактеризуйте в целом состояние омского туризма. Омский туризм: каков он?
Если говорить о том, в каком состоянии находится отрасль нашего региона, то это даже стадия не становления, это стадия, предшествующая становлению. Зачаточный такой вариант. Если сравнивать с другими регионами, с тем же Алтайским краем, то разница существенная, в то время как каждый из 85 регионов России обладает хорошим туристско-рекреационным потенциалом. Конечно, для развития туризма есть объективные предпосылки – наличие тех или иных природных или культурно-исторических объектов, если говорить о той же Иркутской области с Байкалом или Камчатке с вулканами. Другие регионы, где нет таких объектов, делают ставку на создание событийных мероприятий, мифов и легенд. Например, Великий Устюг – вотчина Деда Мороза. Новогодние праздники длятся 2 недели, но резиденция Деда Мороза работает и принимает туристов круглогодично. В других регионах есть День арбуза, День огурца, которые также привлекают туристов. Регионы сами формируют эти события – они могут «зацепить» туристов, плюс, это способ создания положительного имиджа региона. Омская область сейчас свободна в формировании своего собственного туристического имиджа, поскольку его пока нет.
– Какие можно выделить основные направления омского туризма: все знают «5 озер», Сибирский тракт, Большеречье. Этим омский туризм не ограничивается?
Почему - то все забывают, что у нас есть главный туристический объект – это город Омск. Он может претендовать на звание культурной столицы Сибири. Город с богатой историей, интересной архитектурой, памятниками культуры и археологии, насыщенной театральной жизнью. Сама культура здесь зародилась несколько тысячелетий назад, о чем свидетельствуют археологические находки «Омской стоянки». Даже многие омичи не знают ничего, кроме как о 300- летней истории города. Археологические памятники, которые есть в регионе имеют мировое значение. Археологический туризм заслуживает особого внимания и является перспективным туристским направлением.
В целом же Омская область интересна в своем географическом плане. На севере у нас – глухая тайга, на юге – степи. На севере у нас больше природы, а на юге больше культуры. Можно выделить этнотуризм – это фестиваль «Солнцеворот» в Муромцевском районе, музей-заповедник «Старина Сибирская» в Большеречье.
Перспективное направление – промышленный туризм, но развивается оно с трудом, потому что омские предприятия сами не заинтересованы в показе своего производства. У нас есть качественные экскурсии на пивоваренный завод, но это только узкий сегмент - алкогольная продукция. Чаще всего приходится уговаривать руководителей промышленных предприятий, чтобы привести туда туристов. В Москве это направление очень развито.
– Есть ли экстремальные виды туризма? Например, по северу Омской области, где много заброшенных деревень, нетронутая тайга, таежные реки?
Заброшенные северные деревни в Омской области долго не стоят. Они в течение 2 – 3 лет физически исчезают с лица земли. Дома попросту разбирают на стройматериалы и дрова и судить о том, что здесь когда-то была деревня, можно лишь по косвенным признакам, например, растительности. Природа очень быстро все поглощает. В северных районах много хищников – волков, медведей, и гулять там по заброшенным деревням не очень безопасно. Но такие экстремалы есть.
Что интересного на севере – это сплав по таежным рекам. Это направление пользуется популярностью. Участники сплава оказываются один на один с природой, отдыхают от цивилизации. Места чрезвычайно живописные, богатые грибами, ягодами, рыбой. Успешно проходят сплавы по рекам Тара (Муромцевский район), Шиш (Тарский и Знаменский районы), Туй (Тевризский район). Для желающих попробовать на себе водный туризм есть однодневные сплавы по реке Омь в Кормиловском районе. В них могут принять участие даже дети в возрасте от 3-х лет. Вопреки бытующим стереотипам, хочу сказать, что для участия в сплаве не нужно уметь плавать, т.к. согласно требованиям техники безопасности, каждый одет в спасательный жилет. К тому же реки нашей области спокойные – без порогов, шивер и прочих препятствий. Они отлично подходят для новичков.
– В 2013 – 2015 годах в Омской области разрабатывались туристические маршруты. Они реально работают или так и остались на бумаге?-Маршруты работают. Есть туры выходного дня для различных возрастных и социальных групп: молодежи, пенсионеров, детей, семей. Многие жители Омска и области не могут себе позволить далекое летнее путешествие и туры выходного дня для них – настоящая отдушина. Что касается конкретных направлений, то самыми востребованными из них являются: сплав по Оми, выезды в Ачаирский монастырь с посещением страусиной фермы и сада Комиссарова, квест для детей по городу, а также старинное Серебряное. Это не только живописно, это и чрезвычайно познавательно. Есть выезды на уникальное горько-соленое озеро Эбейты, на геологический объект – берег Драверта, этнотуры в Александровку и Генераловку. В целом, в Омской области есть места, которые по красоте не уступают далеким странам.
– Какие проблемы серьезно препятствуют развитию омского туризма?
У нас очень большие проблемы с позиционированием туристических объектов, отсутствием концепция развития омского туризма. Краеугольный камень – это не создание инфраструктуры, это брендирование территории и создание имиджа региона. Отсутствие же дорог, о котором принято говорить, порой является плюсом в сохранении природных объектов. То, что нет инфраструктуры в плане мест размещения – также является проблемой. В тех же Больших Уках, где пролегает Московско-Сибирский тракт, вообще негде остановиться и переночевать. Поездка туда занимает 5 часов, а там негде даже отдохнуть.
Также для привлечения туристов из других регионов необходимо формировать турпродукт, который их заинтересует.
Турфирмы не заинтересованы в развитии внутреннего омского туризма потому, что его рентабельность очень низкая. Заработать на внутрирегиональном туризме почти невозможно. Мы подвержены влиянию тех же проблем, что и другие регионы: высокие цены на транспортные расходы и проживание, а высокие они потому, что туристов мало. При большем турпотоке себестоимость услуг снизится.
– На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы омский туризм все же прошел стадию зачаточного состояния? Может быть, нужна поддержка со стороны федеральных и региональных властей?
Если говорить не о материальных ресурсах, то нужно начать, прежде всего, с формирования положительного имиджа Омской области в глазах самих омичей. 99% жителей региона скажут Вам, что ехать у нас некуда и смотреть у нас нечего. Нужно людей просвещать, рассказывать что у нас есть ценного и важного в плане культуры и природы. Нужно заниматься популяризацией, чтобы людям захотелось путешествовать по родному региону, а когда люди начнут путешествовать, то они будут сами оказывать поддержку развития внутреннего туризма. Всем известен так называемый мультипликативный эффект. По региону могли бы путешествовать 100% омичей. Важно рассказывать о хорошем, что может привлечь туристов. Ведь одно и то же можно показывать как в положительном, так и в отрицательном свете.
Здесь уместно привести в пример Алтайский край (не Горную Республику Алтай). Там при колоссальной поддержке губернатора число туристов за последние 10 лет увеличилось в 10 раз. И здесь речь идет не только о финансовой поддержке, а о позиционировании региона.
Что касается концепции развития омского туризма, то опять же, нужно формировать целостный туристический образ нашего региона. Со стороны Минкульта, который курирует туризм, есть взаимодействие – они оказывают нам информационную поддержку. При их непосредственном участии 31-го января 2016 г. на территории парка культуры и отдыха «Зеленый остров» состоится региональный фестиваль активного отдыха, массового спорта и туризма «ТУРФЕСТ», на который мы приглашаем всех омичей. Фестиваль пройдет с 12:00 до 16:00.
Источник: http://www.omskinform.ru/news/89459
Комментариев нет:
Отправить комментарий