Трансгуманизм как бесчеловечная философия |
Два события, произошедшие в начале и в конце 2017 года, изменили формально правовую, фактически же философскую картины мира для всех нас, живущих на планете Земля.
Первое из этих событий произошло в феврале 2017 года в Бельгии, в городе Хассельт, и связано с именем андроида Франа Пеппера (Fran Pepper), ставшего первым в мире гуманоидом, которого официально включили в реестр населения Королевства Бельгии. Андроид Фран Пеппер был официально усыновлён, и ему в Управлении регистрации актов гражданского состояния города Хассельт было выдано «свидетельство о рождении».
Таким образом, впервые в истории человечества андроид, став официально гражданином европейского государства, был уравнен с юридической точки зрения с человеком, получив с ним формально одинаковые права.
Второе событие произошло в октябре 2017 года в Королевстве Саудовская Аравия, и связано с именем андроида Софии (Sophia), ставшего гуманоидом, который официально получил подданство Королевства Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что андроид София является гиноидом или фемботом, то есть женоподобной разновидностью андроида. Этот факт породил ряд проблем, связанных с публичными выступлениями фембота Софии.
Дело в том, что Королевство Саудовская Аравия - это теократическое государство, в основе законов которого лежит исламское право. По законам шариата женщина не имеет права появляться в публичных местах без хиджаба и без сопровождающего её мужчины. Но гиноиду Софии, которая является женоподобным андроидом, сделать это было позволено.
Таким образом, впервые в истории человечества андроид получил с юридической точки зрения не просто равные права с человеком, но большее количество прав, чем человек.
Два этих события можно было бы попытаться представить как забавные факты или как шаги в рамках осуществления маркетинговых действий IT-компаний, но такая попытка была бы равносильна, с точки зрения философского анализа, профессиональной слепоте.
Год 2017 стал годом, когда мир «христианский» поставил на одну доску робота и человека, дав андроиду равное количество прав с человеком; а мир «мусульманский» поставил робота выше женщины, дав роботу больше прав, чем женщинам - подданным Королевства Саудовская Аравия.
То есть в начале третьего тысячелетия мир пришёл к тому, что робот стал наравне с человеком субъектом права. Русский философ В.С. Соловьев, анализируя взаимосвязь этических и правовых регуляторов жизни, сформулировал мысль о том, что «право - это минимум добра». Этот постулат утверждает приоритет морали над правом.
Для того чтобы нечто закрепилось на уровне закона, как минимума добра, это нечто должно уже существовать на уровне общественной морали в количестве большем, чем минимум. Следовательно, идея, статуса робота как субъекта общественных отношений, закрепленная на уровне закона, уже существует на уровне морали как нечто понимаемое и принимаемое.
Данные события, равно как и другие происходящие в мире, можно вполне осознать только в свете философского анализа тех фундаментальных изменений, которые осуществляются как с человеком в отдельности, так и с обществом в целом; и которые стали следствием новой революции, протекающей не только и не столько в сфере промышленного производства или в информационной сфере, сколько в сфере сознания.
Современный мир - это мир массовой роботизации, всеобщей компьютеризации, внедрения нано-, био-, информационных и когнитивных конвергентных технологий (NBIC technologies), которые качественно меняют организацию производственного процесса, систему управления и коммуникации в обществе, но, самое главное, - самого человека, его сознание, его сущность.
Качественная ломка концепции человеческой личности, осуществляется сегодня всё более и более в ускоряющемся темпе, и влечёт за собой радикальное изменение всей системы ценностей общества. Речь идёт о переводе человечества на трансгуманистическое мировоззрение.
Трансгуманизм - форма социального эволюционизма, выводящая эволюцию на новый уровень. Уровень преодоление человеческой природы и перехода человека в качественно новое состояние сначала - постчеловека, а затем -трансчеловека.
Понятия «постчеловек», «трансчеловек» и «трансгуманизм» были введены в литературный и в научный контенты в 70-ые годы XX столения писателем и философом Ферейдуном М. Эсфендиари (Fereidoun M. Esfandiary), национальную и культурную принадлежность которого определить затруднительно. Местом рождения Ферейдуна М. Эсфендиари стала Бельгия. В силу того, что он был сыном иранского дипломата, к одиннадцати годам мальчик успел пожить в семнадцати странах. Ферейдун М. Эсфендиари получал образование в иранской, ливанской, английской, французской школах.
Благодаря путешествиям и опыту обучения в разных заведениях он научился говорить на английском, французском, арабском и иврите. Сам Ферейдун М. Эсфендиари называл себя гражданином Мира. Причём, учитывая тот факт, что Ферейдун М. Эсфендиари официально взял псевдоним «FM-2030», под которым выступал в рамках научной и общественно-политической деятельности, самого себя он, начиная с определённого момента, воспринимал и позиционировал собственно уже не как человека, а как новую ступень в эволюционном развитии, то есть как постчеловека, стремящего стать трансчеловеком.
Ферейдун М. Эсфендиари отталкиваясь от ницшеанского понимания человека как промежуточного звена в эволюции от обезьяны к сверхчеловеку, сформулировал тезис о том, что современный человек является «переходным человеком» - существом, эволюционирующим в постчеловека - потомка человека, модифицированного до такой степени, что уже не является человеком, который, в конечном итоге, должен в своём развитии достигнуть стадии трансчеловека.
Ферейдун М. Эсфендиари выделил четыре признака постчеловека, а затем приходящего ему на смену трансчеловека. Первый из которых - это апгрейд человека, выводящий его на качественно новую форму существования. Второй – бесполость. Третий - искусственное размножение. Четвёртый - распределённая индивидуальность, то есть распределение сознания и личности в нескольких телах - биологическом и технологическом.
В 1998 году последователи учения Ферейдуна М. Эсфендиари во главе со шведским философом Ником Бостромом (Niklas Boström) и британским философом Дэвидом Пирсом (David Pearce) основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию (World Transhumanist Association, WTA), целью которой было заявлено признание трансгуманизма на уровне, как общественного сознания, так и правительственных структур.
В том же 1998 году Всемирная трансгуманистическая ассоциация приняла Трансгуманистическую декларацию (The Transhumanist Declaration), отредактированную в 2002 году, в которой утверждается не только то, что передовые технологии радикально изменят людей, но и необходимость отстаивать моральное право тех, кто собирается использовать эти технологии для экспериментов.
То есть, с точки зрения трансгуманизма преобразованиям должна быть подвергнута не сфера производства и даже не информационная сфера, но изменения должны затронуть фундаментальные принципы мироздания. Речь идёт о «рукотворной эволюции» человека и человечества.
Об отказе взгляда на человека как на высшую ступень эволюционного развития или как на венец Божественного творения, но на признание того факта, что человек является биологическим материалом, из которого с помощью НБИК-технологий можно и нужно конструировать бесконечное количество моделей организмов.
Подобная философская позиция переводит человека с уровня субъекта, на уровень экспериментального объекта, использование которого не должно быть ограничено какими-либо соображениями нравственного порядка, а определяется только познавательным интересом экспериментатора и аргументами практической выгоды.
Таким образом, трансгуманизм изначально заявил о себе и реализует себя как мировоззрение, ставящее перед собой задачу выйти за рамки гуманизма, поскольку провозглашает в качестве «права человека» преодоление или упразднение самого человека.
Человечество за историю своего существования сменило несколько философских парадигм – космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Все эти парадигмы так или иначе шли от человека, который был либо частью космоса, либо образом и подобием Божьим, либо сутью мира. Впервые за историю человечества его история строится исходя из наукоцентричной парадигмы, которая предполагает возможность существования мира, где человеку места не предусмотрено.
Список литературы:
1. Соловьев В.С. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики. - Санкт-Петербург: изд. Я. Канторовича,1897.
2. Саенко Н. Р. Рецензия на книгу В. А. Кутырёва «Человеческое и иное: борьба миров» (СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2010. № 8 (52). С. 120 – 121.
Автор: Кузина-Анащенкова Ирина Всеволодовна
Источник: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11675&Itemid=39
Комментариев нет:
Отправить комментарий